Инженерное образование: интерес, знания, самостоятельность, творчество и ответственность
(Третья международная научно-техническая конференция АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, посвященная 100-летию со дня рождения академика В.Н.Челомея)
Л.Точилов

- 5 -

1 2 3 4 5 6 7 8

3. Самостоятельность

Принимая как-то участие в Ярмарке вакансий в МГТУ им.Н.Э.Баумана, наша делегация приняла участие в опросе работодателей. Один из вопросов анкеты предлагал перечислить недостатки выпускников, которые критичны для работодателя. Самым популярным оказался ответ: «несамостоятельность».

Если вдуматься, то, действительно, приходишь к выводу: «А откуда ей взяться у студентов, самостоятельности?». Учебный процесс, по сути, решает обратную задачу – дисциплинарную. Кроме того, в вузе каждая задача имеет чёткую постановку и единственно верное решение. Как его получить – другой вопрос: списать, решить самостоятельно (сверив правильность с ответом в конце учебника), наконец, спросить у преподавателя.

В компании задачи могут не иметь чёткой постановки, решения, человека, который знает правильный ответ и т.д. Что-то надо доопределить, что-то уточнить и как-то решить, в основном самостоятельно.

Когда же она проявится долгожданная самостоятельность? В дискуссии по этому вопросу на Академических чтениях по космонавтике в МГТУ им.Н.Э.Баумана звучали такие оценки: 5 лет, 7 лет. Для Аэрокосмического факультета МГТУ им.Н.Э.Баумана, выпускники которого уже несколько лет работали по совместительству в подразделениях ОАО «ВПК «НПО машиностроения» этот срок, естественно, снижается до 1 – 3 лет.

Главной «тренировкой» самостоятельности в вузе должна являться дипломная работа, но ряд причин превращает её в формальность. В тоже время, немало студентов, работая по совместительству, решают настоящие производственные задачи [8]. Представить их в качестве диплома зачастую не позволяют многочисленные форматы, стандарты и т.п.

Искусственные же задачи в качестве дипломной работы не только не способствуют развитию желаемых качеств, но и дают импульс в неверном направлении: «бумага важнее дела».

В науке есть известный, но вместе с тем спорный тезис: «Отрицательный результат – тоже результат». Если его рассматривать, как ответ учёных практикам, то ничего хорошего в нём нет. Практикам нужен, пусть не идеальный, но приемлемый результат. А вот для студентов, без опыта и задела, ограниченных временными рамками, указанный тезис вполне подходит.

Требование «положительного результата» мотивирует студентов к списыванию и незначительным переделкам, удовлетворяющим этому требованию дипломов. Можно сказать, что ответственность за это лежит на преподавателях. За что? Гарантировать положительный результат и исключить заимствования – что в итоге перевесит? В настоящее время «положительный результат» перевешивает, что можно рассматривать, как воспитание несамостоятельности в вузе. Очевидно, что приоритет надо менять.

Самостоятельность помимо прочего важна и тем, что является первым шагом к творчеству.

1 2 3 4 5 6 7 8

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/inzhenernoe_obrazovanie-5.html

Ключевые слова: самостоятельность, ярмарка вакансий, мгту им.н.э.баумана, несамостоятельность, работодатель, студент, преподаватель, дипломная работа
Трудоустройство
Главная
(C) Л.Точилов