Инженерное образование: интерес, знания, самостоятельность, творчество и ответственность
(Третья международная научно-техническая конференция АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, посвященная 100-летию со дня рождения академика В.Н.Челомея)
Л.Точилов

- 4 -

1 2 3 4 5 6 7 8

2. Знания

Для инновационной компании, а речь в статье идёт именно о компании такого типа, важнейшим условием развития, как и для перспективного молодого специалиста, является создание нового знания [5].

Институт наставничества в этой связи является весьма важным подспорьем. Однако, как и в случае с преподавательским составом, результат очень сильно зависит от личности наставника или преподавателя. В тоже время, между этими двумя категориями есть существенное отличие. Если у преподавателя на лекции аншлаг, то это хорошо. А что будет, если все молодые специалисты захотят пойти к одному наставнику? Каким бы хорошим он не был, компании нужно не это. Ей нужны молодые специалисты на различных критических участках бизнес-процесса. Если на каком-либо участке нет талантливого наставника, ну что же, объясняйте, как сможете.

Таким образом, планы по освоению знаний, если они существуют, и их выполнение на разных участках бизнес-процесса будут сильно различаться. А эффективность бизнес-процесса, согласно теории ограничений [6], обычно определяется самым узким звеном. Поэтому, если не предпринять дополнительных мер, получим деградирующую в целом тенденцию. И это при том, что все критические участки выявлены, и молодые специалисты туда направлены! Хотя добиться этого тоже весьма не просто.

Уроки лидеров [7] дают новое решение данной проблемы под названием «Система управления знаниями» (СУЗ) компании. СУЗ решает двуединую задачу: системное хранение знаний компании и постоянное создание нового актуального знания, в том числе, в виде ответов на вопросы пользователей. Молодой специалист, не получивший интересующей его информации от наставника, может обратиться посредством СУЗ ко всему научному сообществу компании. Если механизмы приоритетов, статусов и мотивации хорошо отработаны для пользователей СУЗ, то качественный ответ не заставит себя долго ждать.

Очевидное возражение: «Тогда молодой специалист будет всегда спрашивать, вместо того, чтобы думать самому». Почему этот риск не представляет серьёзной угрозы? Во-первых, правильно поставленная задача – это половина решения. Так что молодой специалист уже внёс свой вклад в решение. Во-вторых, СУЗ оценивает пользователей. Полезные ответы приносят пользователю более значимые дивиденды, а вопросы – менее. В-третьих, СУЗ анализирует все действия пользователя. Понимая это, каждый пользователь будет стремиться к тому, чтобы не только брать, но и давать.

1 2 3 4 5 6 7 8

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/inzhenernoe_obrazovanie-4.html

Ключевые слова: знания, инновационная компания, институт наставничества, система управления знаниями, суз, дивиденды, мотивация, пользователь
Трудоустройство
Главная
(C) Л.Точилов