Инженерное образование: интерес, знания, самостоятельность, творчество и ответственность
(Третья международная научно-техническая конференция АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, посвященная 100-летию со дня рождения академика В.Н.Челомея)
Л.Точилов

- 3 -

1 2 3 4 5 6 7 8

Наиболее очевидным выходом из данной ситуации является «связь» «нетипичного» преподавателя с компанией, желательно передовой. Плюсы в этом случае достаточно очевидны. Отношения с коллегами нормализуются: «Студенты его любят не потому, что он лучше нас, а просто компания дала ему интересный материал». Начальство может успешно отчитаться о развитии связей с реальной экономикой. Преподаватель получит вознаграждение от компании и моральное удовлетворение от подтверждения практической ценности излагаемых им знаний.

Минусом этой схемы представляется её ограниченность. Не в том смысле, что мало преподавателей, которые где-то подрабатывают, а в том, чтобы при этом обеспечивалась синхронизация научной и практической деятельности [4].

Что касается поддержки увлечённости студентов со стороны компании, то в этом направлении работает множество компаний, вследствие чего накоплен большой практический опыт. Этот опыт, как правило, можно условно разделить на: позитивный, негативный и неоднозначный.

Примерами позитивного опыта могут служить:
- филиалы кафедр и факультетов вузов на предприятиях;
- филиалы лабораторий предприятий в стенах вузов;
- связи студентов и преподавателей с предприятиями, а их работников с вузами.

Примером негативного опыта могут служить случайные демотиваторы. Они могут испортить любое хорошее дело, например, стажировку. Если, например, учащиеся профессионального училища (ПУ) направляются на стажировку, кто в коммерческие, а кто в государственные компании, то с большой уверенностью можно сказать, что для государственных компаний, несмотря на все их усилия, стажировка обернётся их антирекламой.

Если провести анализ, то случайности в этом никакой нет. В ПУ, как правило, учатся дети из малообеспеченных семей. То, что стажировка позволит им заработать свои первые деньги для них более чем актуально. Ясно, кто из них, где больше заработает. Аргументы, что на стажировке положено платить мало, зато потом вам будут хорошо платить, в данном случае не действуют.

Задача компании – обойти случайные демотиваторы. Например, отказаться от такой стажировки.

Примерами неоднозначного опыта могут служить материальные вознаграждения. С одной стороны, они позволяют привлекать молодёжь, избегая ситуации, описанной выше. С другой стороны, если вознаграждение ученика выше вознаграждения наставника, либо другого заслуженного работника, то не исключены конфликты в трудовом коллективе, заслоняющие главную цель, к которой необходимо стремиться – развитие увлечённости молодого специалиста работой.

Следствием увлечённости будет и большая отдача и лояльность к работодателю. Одним из важнейших способов увлечь молодого специалиста является постоянное обогащение его новыми знаниями. А вознаграждение, например, надбавка по результатам ежегодной аттестации, видится, как оценка за освоение, применение и генерацию нового знания.

1 2 3 4 5 6 7 8

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/inzhenernoe_obrazovanie-3.html

Ключевые слова: преподаватель, компания, реальная экономика, филиал, кафедра, факультет, вуз, демотиватор
Трудоустройство
Главная
(C) Л.Точилов