Инженерное образование: интерес, знания, самостоятельность, творчество и ответственность
(Третья международная научно-техническая конференция АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, посвященная 100-летию со дня рождения академика В.Н.Челомея)
Л.Точилов

21.05.2014

- 1 -

1 2 3 4 5 6 7 8

Аннотация

Среди молодых специалистов наиболее ценятся те, кого отличает самостоятельность, творчество и ответственность. В качестве решений предлагается целенаправленная работа в вузах по этим направлениям с опорой на профильные компании.

1.Интерес

В настоящее время происходит постепенная смена приоритетов целей образования. Вместо цели подготовки студента к будущей работе на первое место начинает выходить вторая цель образования – раскрытие и развитие талантов, заложенных в каждом человеке [1].

Радостные, увлечённые дети. Такая картина мало кого оставит равнодушным. Вывод однозначен: «Конечно, да!». Но есть одна «маленькая» проблема: «Что будет с ними после окончания такого увлекательного обучения?». Логично предположить, что ожидания у «обычно» обучающихся и «увлечённо» обучающихся будут несколько разные.

Для одних «нормальной» будет «обычная» работа, для других – «увлекательная». Идея статьи состоит в том, что, сказав «а» про учёбу, надо сказать и «б» про работу. Например, про работу инженером. «Увлечённый» выпускник скажет: «Скучно, скучно, скучно!». И что делать предприятию, которому нужны инженеры-конструкторы, а не, скажем, поэты с дипломом инженера? В любом случае, требуется единая концепция для обучения и последующей работы. Если творчество в одном, то и в другом должно быть, как минимум, не хуже.

Вернёмся к российскому образованию. В настоящий момент оно находится в переходном состоянии от старого к новому. «Новое» – это болонская система, ориентированная на Запад, и компенсирующие механизмы в виде целевого приёма для сохранения части выпускников для отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Если Кен Робинсон говорит о развитии индивидуальных талантов в процессе обучения [1], то целевой приём демонстрирует несколько иной подход: «Определяйтесь со школьной скамьи, кем вы будете». Не совсем так, как в Древнем Египте осуществлялся выбор профессии, но что-то общее в этом есть. Можно ли теперь сказать, что идеи Кена Робинсона для нас не актуальны и разрыв между «обычным» обучением и «обычной» работой отсутствует? Формально – да. А фактически российские вузы убивают интерес к учебе, даже у отличников, как показало исследование [2]. Что не есть хорошо.

Как бы нас не радовали формальные достижения в области перехода на западные стандарты образования и целевого приёма, следует надеяться, что светлое будущее образования и работы будет определяться словами: «увлечённо, увлечённо». Задача состоит в том, чтобы перейти в желаемое состояние U из состояния «скучно, скучно» (S) или «обычно, обычно» (O) (рис.1).

S-O-U
Рис.1

1 2 3 4 5 6 7 8

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/inzhenernoe_obrazovanie-1.html

Ключевые слова: аэрокосмические технологии, инженерное образование, интерес, знания, самостоятельность, творчество, ответственность
Трудоустройство
Главная
(C) Л.Точилов