Уроки технологических лидеров

08.12.2012

В начале декабря в Москве под эгидой госкорпорации «Росатом» прошла международная конференция «Менеджмент знаний и инновации: Уроки технологических лидеров» (Rosatom Knowledge Management - RKM) и открытое заседание Клуба директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) «Управление знаниями: опыт российского бизнеса».

Интерес к этим мероприятиям был огромен. В них приняли участие представители 160 крупнейших международных и российских организаций. От Минэкономразвития с поддержкой деятельности по управлению знаниями, как основы инновационного развития выступил статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичёв.

От известной формулы: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», которая в жизни зачастую трансформируется в образ «Собака на сене», акцент смещается в сторону генерации и свободного обмена знаниями внутри корпорации. Лучше всего этот опыт проиллюстрировал Джефф Хестер, бизнес-аналитик Fluor Corporation.

Система управления знаниями (СУЗ) на базе корпоративной сети Fluor в 2012 году включает 50 профессиональных сообществ по основным направлениям бизнеса, 3700 экспертов, 29000 пользователей, 11800 тем, 426000 записей, 2 миллиона прочтений. Контролирует работу сообществ совет из 8 топ менеджеров, 7 из которых уделяют этой работе 30% своего времени и один (Джефф Хестер) 100%. Каждое сообщество также имеет своего, спонсора из состава топ менеджеров, менеджера, избираемого сообществом, экспертов, которые отвечают за качество контента и участников. В ноябре каждого года совет подводит итоги деятельности сообществ: открывает новое сообщество, повышает статус сообщества по шкале от начального до эффективного, награждает членов сообщества по различным номинациям: за инновационные предложения, за многократное использование предложенного решения, за решение с большим экономическим эффектом и т.п.

То, что СУЗ Fluor создана не ради того, чтобы пускать пыль в глаза, а для решения актуальных задач было продемонстрировано на трех примерах.

У каждой компании есть мечта: с первого дня «бросить молодого специалиста в бой», не занимаясь его доучиванием и переучиванием. Джефф Хестер рассказал, как молодой специалист Fluor из Европы был направлен в Латинскую Америку, где по прибытии заказчик поставил перед ним сложную техническую задачу. Молодой специалист, связавшись с экспертным сообществом, в течение часа получил подробное решение этой задачи.

Другая актуальная проблема каждой компании – сохранение знаний уходящих на пенсию специалистов. В компании Fluor эти специалисты остаются членами экспертного сообщества, проводятся встречи, где они отвечают на вопросы всех желающих, а видеоролики этих встреч заносятся в базу знаний компании.

Может показаться, что эти возможности повышают риск, связанный с накоплением и уносом знаний из компании. На деле всё обстоит ровным счётом наоборот. Во-первых, политика компании направлена на то, чтобы знания хранились «не по углам», а в общем корпоративном доступе, во-вторых, работа с этими знаниями организована таким образом, что действия, несущие потенциальный риск, легко выявляются и проверяются.

Список проблем и вариантов их решения в рамках экспертных сообществ может быть продолжен. Это, например, помощь в оценке инновационных проектов, аттестации работников, расширении возможностей научных школ и так далее.

В настоящее время, когда на крупных предприятиях, как правило, создана сетевая инфраструктура, имеются подготовленные ИТ специалисты, а на рынке представлен широкий спектр программных продуктов для создания СУЗ от Microsoft, SAP, АйТи, Dassault Systems и других, дело остаётся за малым: сказать «мы можем» и приступить к созданию СУЗ для более эффективного решения перечисленных проблем.

RKM

Сессия 4 "лучшие российские и международные практики управления знаниями в инновационных компаниях"

Слева-направо:

Сергей Архипов - заместитель генерального директора ОАО "Объединённые машиностроительные заводы" по инновациям.

Йоханнес Мюллер - старший менеджер по управлению знаниями Сименс, Швейцария.

Люк Ван Ден Дюрпель - вице-президент по стратегическому анализу, исследованию и разработки перспективных технологий "Арева Россия".

Джефф Хестер - бизнес-аналитик по управлению знаниями корпорации Fluor.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Uroki_tehnologicheskih_liderov.html

Ключевые слова: rosatom knowledge management, rkm, ir&dclub, суз, fluor, менеджмент знаний и инновации, уроки технологических лидеров, сименс, арева, объединённые машиностроительные заводы
Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов