Умное производство

Заместитель генерального директора по производству ОКБ «Новатор» (г.Екатеринбург) Б.Големенцев: «Многоуровневая система диспетчеризации мелкосерийного и индивидуального производства» // Умное производство №3 Декабрь 2007 – Февраль 2008.

Цитата:

«В силу различных обстоятельств человек может доложить о выполнении задания, а задание будет не выполнено. В этом случае использование всякой автоматизированной системы контроля теряет смысл.

В подтверждение этого утверждения позволю себе привести один разговор, который а (выпускник радиотехнического факультета) имел с отцом (тогда начальником управления Совнархоза, а до этого прошедшим на очень крупном машиностроительном предприятии путь от мастера до главного инженера).

Отец попросил рассказать ему о возможностях использования вычислительной техники для контроля над выполнением производственной программы предприятия.

Я стал популярно рассказывать о принципах построения систем контроля. Дошли до источника информации о выполнении задания, и бывший главный инженер спрашивает: «А кто отмечает выполнение задания?»

На это последовал ответ: «Начальники цехов». Реакция опытного человека была мгновенной: «Так ведь они врут».

Пример достаточно обидный, и я ни в коей мере не ставлю целью опорочить эту важнейшую фигуру в производственном процессе, поскольку испытываю к этим специалистам истинное уважение, но, как говорится, «имеет место».

Следовательно, необходимо так построить систему, чтобы максимально возможно исключить влияние человеческого фактора на достоверность информации. Поясним это предложение на простом примере:

Рассмотрим характер взаимодействия трёх участников процесса, связанных определёнными обязательствами. Первый участник выдает задание и контролирует процесс его выполнения. Второй участник выполняет задание и предмет труда передаёт третьему участнику. Третий участник принимает предмет труда и выполняет дальнейшие операции.

Информацию о выполненном задании можно получить у второго или третьего участника. Но второй участник в силу специфичности человеческой натуры заинтересован больше в докладе о выполненной работе (не успевает выполнить, а срок проходит), чем в выполнении её, а третий участник даст информацию по поступлению к нему предмета труда, поскольку в противном случае он просто подарит «своё время», которого нам всегда не хватает. Следовательно, информацию о выполнении задания наиболее целесообразно получать у третьего участника. При большом количестве участников процесса достоверность низшего уровня будет проверена информацией более высокого уровня. Именно по этой причине информацию об изготовленных деталях мы получаем не в цехе изготовителя, а в цехе потребителя».

Комментарий:

Л.Точилов

Принцип верный и является одним из элементов библиотеки передового опыта ITIL. Идеи ITIL могут применяться для комплексного решения не только описанной проблемы, но и для управления многими отраслями .

Главная