Теория X, Y

07.04.2012

Дуглас Мак-Грегор в 1960г. представил:

Теория X: средний человек - врождённая неприязнь к работе, страшится ответственности, его необходимо принуждать, контролировать, направлять, запугивать, его потребности - низшего порядка, цели организации - пустой звук.

Инициатива в работе исключена. Если работа - это наказание, то кто захочет наказывать себя больше, чем необходимо?

Теория Y - наоборот, человек воспринимает цели организации, как собственные, вовлечён в планирование и выполнение работы. Отделение планирования от выполнения, по мнению Дугласа Мак-Грегора, наносит вред, также как депривация (безнадёжно лишён желаемого) и фрустрация (предвкушал желаемое, но ожидания не сбылись).

Комментарий

Параллель с мотивационно-гигиенической теорией Фредерика Херцберга отчётливо просматривается.

Интересное наблюдение: публично менеджеры часто характеризуют свой коллектив по теории Y, в то время, как на самом деле они глубоко убеждены, что все их работники отвечают теории X и действуют по отношению к ним соответственно.

Литература

[84] Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.: ил. - (Серия "Теория и практика менеджмента")

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Teoriya_X_Y.html

Ключевые слова: мак-грегор, теория x, теория y, депривация, фрустрация, планирование, выполнение
НОТ
Главная
(C) Л.Точилов