Открытый MES-проект

- 6 -

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Открытый MES-проект

Идея MES-проекта, реализуемого на основе интегрируемых базовых технологий машиностроительного предприятия, является крайне актуальной для крупных машиностроительных предприятий.

С одной стороны, многие из этих предприятий, испытывая финансовые трудности, не могут позволить себе внедрение промышленной автоматизированной системы управления производством (АСУП). С другой стороны – свои традиции, уникальность бизнес-процессов и неоднородность инфраструктуры существенно повышают риск неудачного внедрения таких систем.

Известны случаи, когда ведущие специалисты предприятия, после ознакомления с логикой работы промышленных MES-систем выявляли ее неустранимые несоответствия с существующей логикой организации работ на предприятии.

В этих условиях выход часто видится в собственных разработках, которые с различной степенью успешности ведутся на многих предприятиях. Попытки повторить таким способом существующую крупную промышленную АСУП по большей части заканчиваются либо ничем, либо системами, о положительных качествах которых известно только со слов самих разработчиков, либо громоздкими системами, предоставляющими минимальный сервис. В тоже время, часто критикуемая практика по созданию локальных автоматизированных рабочих мест (АРМ) в подразделениях предприятия, на самом деле является закономерным этапом в развитии ИТ-инфраструктуры предприятия [2], предполагающим ее последующее развитие.

Нашей целью является не анализ причин неудач тех или иных попыток, а рассмотрение варианта развития ИТ типового машиностроительного предприятия в виде MES-проекта, обобщающего положительный опыт и открытого для участия в нем предприятий, готовых к его использованию и развитию.

Возможность создания силами ИТ-специалистов предприятия информационной системы (ИС), повторяющей архитектуру промышленных АСУП, и обеспечивающей такую же функциональность, серьезно не обсуждается. Конечно, в любом правиле бывают исключения, но нашей задачей является не их описание, а обобщение положительного опыта в данной области, которым могли бы воспользоваться многие крупные российские машиностроительные предприятия.

Нас будут интересовать ИТ-сервисы, поддерживающие набор базовых технологий машиностроительного предприятия, а также возможности их совместного использования и развития. Базовые технологии в свое время реализовывались в виде АРМ конструктора, расцеховщика, нормировщика материалов и трудоемкостей, технолога цеха, диспетчера, архивариуса и т.п. Нередко эти разработки были высокопрофессиональны и полезны. Недостаток – отсутствие интеграции, устаревание технологий разработки АРМ и отсутствие поддержки. С появлением современных ИС с широкими функциональными возможностями интерес к АРМ был утерян. Однако не все предприятия по тем или иным причинам смогли перейти на новые ИС. Не все из тех, кто перешел, использует все декларируемые функциональные возможности этих ИС. Тем более ошибочными являются попытки копирования этих функциональных возможностей, а тем более архитектуры и организации таких систем. Нередко это приводит к тому, что такой, совершенно не обоснованный уровень сложности, сам по себе поглощает массу ресурсов, а предоставляемые им ИТ-сервисы часто низкого уровня. Задача ставится между тем обратная: во главу угла поставить интересы предприятия, максимизировать отношение: уровня сервиса, реально осваиваемого предприятием, к общей стоимости владения - TCO (Total Cost Ownership).

Это и подводит нас к концепции базовых интегрируемых ИТ-сервисов, обобщающих опыт отечественных машиностроительных предприятий и развиваемых каждым из них в рамках типовой модели. При всей очевидности эта концепция подвергается нападкам со стороны сторонников копирования, призывающих на помощь аргументацию вендоров. Это их путь.

Наш путь состоит в выделении для типового машиностроительного предприятия комплекта базовых ИТ-сервисов, обоснование их необходимости и первоочередности в рассматриваемом нами MES-проекте, открытом для участия в нем заинтересованных машиностроительных предприятий. Участники открытого MES-проекта, смогут воспользоваться опытом использования представленной в статье типовой модели базовых ИТ-сервисов и участвовать в ее развитии.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Servis-centr_kak_novoe_yadro_sistem_operativnogo_upravleniya_proizvodstvom_6.html

Ключевые слова: tco, ис, арм, асуп, ит, mes, ит-сервис, mes-проект, ит-специалист

Knowledge management
Главная
(C) Л.Точилов