Рынок и наставник. Не за страх, а за совесть

Л.Точилов

Сколько шуток ходило вокруг популярного лозунга советского времени «Экономика должна быть экономной!». Самой безобидной, но не лишённой смысла была «экономия» слов в самом лозунге: «Экономика должна быть!» и "Экономика должна".

У каждой медали две стороны. Количество пусков ракет, вводимых в строй атомных подводных лодок и многое другое говорило о колоссальной мощи той экономики. Вторая сторона медали, обращённая к людям, по ключевым направлениям (бесплатное жильё и образование, безопасность, охрана здоровья, отдых, работа, пенсия, на которую можно жить, низкие цены) также была передовой, но не могла приплюсовать себе в актив ещё и изобилие товаров (почему эту, по большому счёту, ерунду нельзя было отрегулировать до сих пор непонятно).

Похоже, нежелание думать, что косвенно подтверждает лозунг перестройки: «Рынок сам всё отрегулирует!» из серии «Кухарка может управлять государством». Может, если есть кто-то умный, решающий всё за кухарку и умеющий управлять в условиях стихии рынка. Сам по себе происходит только развал. В том числе системы подготовки кадров и такого её важного компонента, как наставничество.

Логика рынка проста – зачем передавать опыт молодому конкуренту? Но ставилась задача: «Надо!». Приходилось бороться с логикой. Вспомнилось, как речь о наставничестве зашла с одним главврачом: «Какая там помощь! Наши хирурги будут только рады, если молодой врач зарежет пациента. Зачем им молодой конкурент?» (Интересно, а как сейчас?).

Постепенно некоторые вещи нормализовались, труд наставников стал оплачиваться, но возникает вопрос качества. Если воспринимать ученика, как конкурента, то неудобными становятся ребята способные к работе и модель эффективного обучения.

Выход видится в следующем:

1. Объективная реальность – рынок. Компания признаёт, что она во всём действует исходя из рыночных принципов. В том числе, если работник компании не нужен, то он будет уволен. С одной стороны это рушит миф: «воспитай себе смену и всем будет хорошо». С другой стороны в этот миф уже давно никто не верит и обращение к нему лишь усиливает подозрения. Так что выигрыш состоит в декларировании честности в общении.

2. Что же поместить на место прогнившей мифической конструкции? Принцип целесообразности! Целесообразно, чтобы этот опытный пожилой рабочий больше не точил детали, а обучал этому молодых рабочих. Если он способен обучать, то это увеличит срок его службы, в чём-то её облегчит, не усугубит материальные проблемы. Если нет – пусть вернётся к привычным деталям на целесообразный срок.

3. Наставничество из общественной нагрузки в условиях рынка должно превращаться в отдельную специальность, со своими требованиями к качеству, их контролем, конкуренцией и т.п. Есть ностальгия по тем временам, когда наставляли бесплатно и от души, кстати, не все. И, кстати, что тогда получали те, кто наставлял от души, справедливо полагая, что не только "Экономика должна", но и мы ей?

Моральное удовлетворение. Это, в действительности, не мало! К сожалению, понятие сильно девальвировано, начиная ещё с советских времён и далее по экспоненте. В итоге дилемма: возрождать это понятие или действовать по принципу рыночной целесообразности.

Правильно использовать оба принципа, но «несущей конструкцией» должна быть целесообразность, в идеале особо оценивающая тех, кто работает не за страх, а за совесть.

Главная