XXXIV АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО КОСМОНАВТИКЕ – «КОРОЛЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ», Москва, 2010

Профориентация и закрепление молодёжи

13.10.09

Л.С.Точилов

Работа выполнена в рамках реализации Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы»

В условиях кризиса проблема профориентации и закрепления молодёжи на производстве приобрела ряд особенностей. Одной из наиболее важных является то, что спрос предприятий на молодых специалистов уже не превышает предложение, появляются возможности для отбора среди ряда претендентов на вакансию.

Важным преимуществом в этих условиях является наличие некоторого опыта работы, который студенты могли получить во время учебы в ВУЗе.

Некоторые студенты за время учёбы в ВУЗе получают опыт работы в разных компаниях. Очевидно, что с точки зрения будущего трудоустройства – это очень ценный опыт, который не получают студенты целиком ориентированные на учёбу.

Получается парадокс, что система образования оценивает студентов в одной системе, а работодатели – в другой, во многом противоположной. Выработка единого подхода к данной проблеме представляется крайне актуальной задачей.

Отрадно отметить, что во многих ВУЗах появляются центры профориентации, система стажировок, благодаря обеспокоенности студентов за своё трудоустройство, перестаёт быть простой формальностью, актуализировались связи ВУЗов с предприятиями.

В тоже время сегодня гораздо больше студентов, начиная с младших курсов, заняты самостоятельным поиском работы. Такая инициативность, с одной стороны, должна приветствоваться ВУЗом, неформально заинтересованным в профориентации своих выпускников, с другой стороны, нередко случается так, что найденная работа не соответствует специальности, по которой студент обучается и, кроме того, занимает время учебных занятий. Такие студенты чаще других имеют низкую посещаемость занятий, но при этом так оптимизируют процесс обучения, что при минимуме усилий получают за учёбу формальные результаты выше средних.

Исходя из того, что реальная востребованность студента на рынке труда, должна сегодня приветствоваться всеми, в том числе ВУЗами, необходим подход, облегчающий студентам получение знаний в удобное для них время, повышающий объективность оценок, не связывая их с посещаемостью, соотнесение уровня сложности курсов с требованиями рынка труда, на основе проведения исследований того, какие знания пригодились выпускникам (стажировка для студентов-гуманитариев). Ограниченный спрос на углублённые знания в какой-либо области мог бы удовлетворяться на основе факультативов под конкретного заказчика: предприятие, кафедра и т.п.

Технологически такой подход обеспечивается Интернет, бесплатными электронными курсами и системой объективных оценок, которую ВУЗы вполне могли бы предложить, как свою, более совершенную систему, чем ЕГЭ.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Proforientatsia_i_zakreplenie_molodezhi.html

Ключевые слова: Федеральная целевая программа, ФЦП, Научные и научно-педагогические кадры инновационной России, Королевские чтения, академические чтения, профориентация, закрепление, молодёжь, вакансия, стажировка, поиск работы, опыт работы

Молодёжь
Трудоустройство
Главная