XXXIV АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО КОСМОНАВТИКЕ – «КОРОЛЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ», Москва, 2010

Профориентация и НОЦ

14.10.09

Л.С.Точилов

Работа выполнена в рамках реализации Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы»

Для выращивания инновационных бизнес-проектов при ВУЗах были созданы бизнес-инкубаторы. Задача бизнес-инкубаторов – дать студентам практические знания о бизнесе, которые позволили бы им открыть собственное дело. Поскольку бизнес-инкубаторы охватывают примерно не более десятой доли процента и, главное, не дают опыта реальной работы, то, с точки зрения решения задачи профориентации студентов, не представляют большого интереса.

А могут ли ВУЗы обеспечивать реальной бизнес-практикой студентов, готовя их к будущей взрослой жизни? Очевидно, что для этого ВУЗы либо должны предоставить студентам Заказчика на их труд, либо способствовать самостоятельному поиску работодателей самими студентами. Для ВУЗов наибольший интерес представляет первый вариант. Его и рассмотрим, при этом отметим, что в современных условиях, отношение ВУЗов ко второму варианту становится позитивней.

Примером государственного заказчика проектов, в которых могут принимать участие преподаватели и студенты ВУЗов, является Федеральное агентство по образованию. Одним из условий получения крупных заказов в рамках, координируемой министерством образования и науки Российской Федерации Федеральной целевой программы (ФЦП) Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы», является наличие при ВУЗах и других организациях научно-образовательных центров (НОЦ).

По результатам конкурса не все НОЦы получили контракты с Федеральное агентство по образованию. В тоже время, согласно Положения о НОЦ, они, в отличие от бизнес-инкубаторов могут выполнять реальные бизнес-проекты и не только в рамках ФЦП. Как этой возможностью распорядиться?

Очевидно, что если условия труда и оплаты в НОЦ будут не намного ниже рыночных, то для студентов – это более предпочтительный вариант работы. Поскольку НОЦы, как правило, бесприбыльны, то организация-заказчик также могла бы получить более дешёвый продукт, хотя отсутствие самостоятельности НОЦ в финансовых вопросах и размытость ответственности между ВУЗом и НОЦ могут свести к нулю это потенциальное преимущество.

Если ВУЗ заинтересован в усилении бизнес-преимуществ НОЦ, то необходимо придание ему прав, аналогичных тем компаниям, с которыми он будет конкурировать, для обеспечения оперативности и гибкости в решении финансовых вопросов.

Состоится ли переход от теории (бизнес-инкубаторов) к практике (НОЦ) зависит также от заказчиков. Для них работа с НОЦ, безусловно, дополнительный риск. Частично этот риск может быть снижен рядом жёстких условий: оплата по конечному результату, полный контроль работы, вплоть до введения представителя заказчика в структуру НОЦ. Главным же интересом для заказчика может стать то, что перспективные студенты-работники НОЦа придут к нему на работу после окончания ВУЗа. С такого вида заказчиками НОЦы и должны строить свою работу.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Proforientatsia_i_NOTS.html

Ключевые слова: Федеральная целевая программа, ФЦП, Научные и научно-педагогические кадры инновационной России, Королевские чтения, академические чтения, профориентация, научно-образовательные центры, бизнес-инкубатор, ВУЗ, НОЦ, контракт, студенты

Молодёжь
Трудоустройство
Главная