От управления затратами к управлению результатами

Л. Точилов

Программно-целевой подход, используемый в советские времена, давал конкретные результаты в заданные сроки.

В современный период, когда средств у государства на всё не хватало, возник интересный феномен: недофинансирование становится объективной причиной существенного переноса сроков получения результатов. Возникла система, когда финансирование и результат разошлись во времени настолько, что результаты теряли свою актуальность.

Для исправления ситуации в 2004г. Правительство России выдвинуло Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов на программно-целевых принципах.

Второй важной новацией явилось то, что акцент был сделан на инновационное развитие, в противовес неактуальным разработкам, не дающим отдачи.

Третье - формирование трёхлетнего бюджетного процесса.

Система государственного стимулирования инновационной деятельности включает:
- Мероприятия по предотвращению утраты критических технологий и рынков сбыта наукоёмкой продукции
- Приоритетное инвестирование в наукоёмкие производства, конкурентоспособные на мировом рынке
- Формирование инновационных кластеров на основе государственно-частного партнёрства
- Содействие интеграции крупного бизнеса и МСБ
- Привлечение негосударственных финансовых средств

Наибольший интерес, связан с распределением бюджетных средств. Порядок распределения бюджетных средств учитывает:

1). Действующие нормативно-правовые документы (Производства, относящиеся к перечню критических технологий РФ, утверждённых Президентом РФ 30 марта 2002г. и др.)

2). Минэкономразвития: номенклатура заказываемых технологий (формируется перечень инновационных технологий головными исполнителями и государственными заказчиками)

3). Незавершёнка по группам важности. Важные – те, в которые уже было вложено много средств, не подпадающие под правила прекращения (Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ)

4). Конкурентоспособность отраслей

5). Конкурентоспособность продукции

6). Экономическая эффективность продукции

Тем не менее, вопросы остаются:

Можно ли на основе формальных процедур эффективно распределять бюджетные средства?

Должно ли лицо, принимающее решение (ЛПР), дополнительно учитывать неформальные факторы?

Как оценить рыночные возможности технологии?

Ответы представляются такими:
- Нет
- Да
- Привлечение негосударственных средств, владелец которых и будет заинтересованным лицом.

А кто является заинтересованным лицом, если средства только государственные? Руководители проверяющих комиссий? Но это скорее разворачивает от рынка и его требований к комиссии, и её требованиям. Может партия? Почему бы и нет, с учётом кадровых ошибок наделанных предыдущей.

Будем справедливы и в этом есть подвижки. Ну, а если есть и желание, и действия, то со временем должен появиться и результат.

Главная