Мораль и власть

15.06.2010

"О том, что основателю республики или преобразователю её прежнего устройства необходимо действовать в одиночку.

Многие усматривают в поступках такого основателя гражданского общежития, как Ромул, дурной пример, потому что он, во-первых, погубил своего брата, а во-вторых, дал согласие на смерть Тита Тация Сабина, избранного им же в соправители; высказывается мнение, что, ссылаясь на своего государя, граждане получили возможность расправляться с теми. кто захочет воспротивиться их честолюбию и стремлению к власти. Это суждение было бы справедливым, если не принимать во внимание цель, которую Ромул преследовал этими убийствами.

Благоразумный основатель республики, помышляющий не о себе, а об общественном благе, не о наследственной власти, но об отечестве, должен добиться безраздельного господства; и никакой мудрый человек не подвергнет его осуждению за те чрезвычайные меры, к которым он пребегнет при заложении основ республики или монархии.

По справедливости, в его пользу говорит если не поступок, то результат; и это верно для каждого, кто в своих добрых намерениях уподобится Ромулу; ведь насилие заслуживает порицания тогда, когда оно напрвлено на разрушение, а не на исправление. Однако благоразумие и доблесть преобразователя должны простираться так далеко, чтобы не сделать его власть наследственной; ведь люди более склонны ко злу, чем к добру, и его преемник может употребить эту власть уже не во благо, а в целях собственного честолюбия.

Кроме того, если государственное устройство хорошо устанавливать одному, то охрана такого устройства в течение длительного времени станет для одного лица непосильным бременем; нужно вверить её попечению множества людей, заинтересовав их в этом. Когда людей много, им трудно договориться о наилучшем образе правления вследствие расхождения во мнениях, но, убедившись в достоинствах уже существующего порядка, им будет так же невозможно прийти к согласию о его отмене.

А то, что поступки Ромула, погубившего своего брата и сотоварища, принадлежат к числу заслуживающих извинения, и что он это сделал для общего блага, а не из честолюбия, доказывается его распоряжением о создании Сената, с которым он советовался и считался в своих решениях" [45].

Литература

[45] Государь : [сб.: пер. с итал.] / Никколо Макьявелли. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006. - 461, [3] с. - (Philosophy).

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Moral_i_vlast.html

Ключевые слова: Макьявелли, Государь, Ромул, мораль и власть, стремление к власти, основатель республики, убийствами, общественном благе, люди более склонны ко злу

Страницы истории
Главная
(C) Л.Точилов