Инновации в образовании

15.04.2015

Приведу два мнения по-поводу инноваций в образовании.

1-е (больше данных):

По каким критериям оценивать инновации в образовании?

Руководитель центра изучения инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Александр Сидоркин отметил, что в докладе ОЭСР среди положительных перемен в российском образовании называется увеличение объемов использования ИКТ, усиление работы с данными.

2-е (меньше слов и цифр):

Два тезиса пронизывают всю книгу (Кен Робинсон "Образование против таланта").

Первый — надо перестать считать творчество уделом избранных, особо одаренных людей.

Второй — образование надо избавить от перекоса в сторону академических предметов, имеющих дело «со словами и цифрами», которые неоправданно, по мнению автора, доминируют в учебном процессе.

Комментарий:

Тезис "больше данных" - явная чушь. Не задумывались, почему большинство наших школьников не только не знают географию, но и испытывают к ней отвращение? Много данных: полезные ископаемые, растительный покров, плотность населения. Цифры, цифры, цифры. По-сути культивируется система "сдал-забыл", которая распространяется и на важные для культурного человека сведения: столицы государств и т.п. Сухое изложение, в котором "всё важно", даёт то, что в сухом остатке ничего не остаётся.

А ведь как интересно можно было бы изучать географию, взяв за концепцию логику путешествий! Но бюрократический идиотизм, узаконенный в стандартах, автоматически превратит такого преподавателя в преступника, подрывающего основы будущего нации.

Так что пока лучше всего идут бюрократические "инновации" удушающего свойства. И всё прогрессивное человечество, в лице бюрократических структур, это поддерживает, называя инновациями. Обыкновенный цинизм и профнепригодность, ничего больше.

Что касается тезиса "меньше слов и цифр", то правильнее будет его уточнить: "каждому столько слов и цифр, сколько ему надо", что в большей степени соответствует философии Кена Робинсона. Но у неё есть узкое место - проблема с его реализацией.

За долгое время общения со многими преподавателями был лишь один пример почти чистой реализации идеи Кена Робинсона: молодой педагог каждому студенту давал своё задание, по ходу занятия подходил к каждому и контролировал ход решения. Похоже на сеанс одновременной игры. Крайне энергозатратно. Раньше подобное можно было наблюдать разве что в сельской школе, когда каждый учащийся рассматривался как личность, а не отдельный элемент серой массы, не желающей усваивать "больше данных".

Ясно, что сегодня мы не вправе требовать от преподавателей энергозатратной отдачи (прим.: почему бы её тогда не требовать от врачей и специалистов других профессий). Задача минимум - предложить менее уродливую систему, чем "сдал-забыл".

Первым этапом такой системы могла бы стать фильтрация по способностям учеников и учителей. Один класс, где способные ученики и учителя, второй класс средних и третий класс отстающих. Каждому - свой объём данных. Плюс бонус - соревновательный момент: по результатам учебного года можно переводить из класса в класс.

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Innovacii_v_obrazovanii.html

Ключевые слова: инновации, образование, оэср, вшэ, кен робинсон, образование против таланта, сдал-забыл
Всё об инновациях
Главная
(C) Л.Точилов