Human Resource Development: 6.Вопросы закрытые и открытые

Закрытые вопросы не дают возможности мыслить, открытые – помогают.

При игре в теннис, вопрос тренера: «Смотрел на мяч?» - закрытый. Ответ провоцирует на обман: «Да». Повышение жёсткости «Почему не смотрел на мяч?» провоцирует защитную реакцию: «Споткнулся».

Открытый вопрос: «В каком направлении был закручен мяч?» даёт важные следствия:

1. Заставляет смотреть на мяч – появляется цель

2. Концентрирует внимание в большей степени – не просто смотреть, а увидеть

3. Не понижает самооценку – описание событий, а не своего поведения

4. Обеспечивается обратная связь – качество ответа говорит о состоянии игрока тренеру и самому игроку (его «внутреннему тренеру»)

Синхронизация: учитель или тренер может спросить: «А какую бы оценку ты сам себе поставил?». Если «внутренний тренер» слишком строг (такое тоже бывает) необходимо подбодрить, если слишком добродушен – указать на имеющиеся недочёты (не все сразу, а с учётом постепенного развития).

Следующая

Предыдущая

Оглавление

Главная