ХXXIII АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО КОСМОНАВТИКЕ, посвященные памяти академика С.П.Королева и других выдающихся отечественных ученых - пионеров освоения космического пространства – «КОРОЛЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ», Москва, 2009

Философия Open source и Образование

Е.С. Крылов, президент ЗАО «Бизнес Экспертс»,
Л.С. Точилов, учёный секретарь НТС, к.ф.-м.н.,
ОАО «ВПК «НПО машиностроения»

Тенденция всё более широкого использования программного обеспечения Open source в учебных заведениях позволяет успешно решать ряд важных, но всё же частных проблем. Обычно, говоря об Open source, во главу угла ставится возможность легального использования широкого спектра программного обеспечения при небольших бюджетах, выделяемых на информационные технологии.

В данной работе хотелось бы остановиться на куда более важном выводе для всей системы образования, вытекающего из философии Open source. Суть этой философии в том, что есть творческие личности, для которых разработка программного обеспечения - не столько средство заработка, а своего рода увлечение, следствием которого оказывается признание у множества специалистов во всём Мире. Не этого ли мы хотим от наших учёных и преподавателей?

Если малочисленные группы творческих личностей обеспечивают создание программ, порой превосходящих их проприетарные аналоги, на разработку которых были затрачены миллионы и миллиарды долларов, после чего выкладывают их в свободный доступ, то, каковы причины, почему также свободно и бесплатно не могут распространяться и знания? Понятно, что может быть не все, но математика, физика, информатика…

Сегодня процесс этот идёт в обратную сторону. Всё меньше электронных учебников можно найти в Сети, всё меньше бумажных учебников в библиотеках ВУЗов, всё дальше от переднего края науки лекции неуклонно стареющего преподавательского корпуса.

Важно понять, что сегодня, впрочем, также как и всегда, на передний край науки, техники, бизнеса Общество выводят личности, административные системы же могут этому или содействовать, или мешать. Так, содействовать или мешать? На этот вопрос и надо сегодня ответить. Хотим ли мы, чтобы творческие российские учёные создавали свои сайты, объединялись в научные школы в мировом масштабе по своему желанию, а не по логике штатно-организационной структуры заведения?

Также как многим талантливым программистам оказалось проще получить мировое признание, чем обрести его в стенах своих учебных заведений и компаний по разработке программного обеспечения, так и талантливый преподаватель может с помощью Сети стать самым популярным рассказчиком своей темы, общаться со слушателями со всего Мира…

Министерство образования могло бы вести учёт прогрессивных образовательных сайтов и поддерживать их, препятствовать тому, чтобы интерес студентов к ясному, интересному и полезному с практической точки зрения изложению, не карался плохой оценкой за неприятие менее качественных изложений в своём ВУЗе. Поскольку в традиционной системе обеспечить это практически невозможно, то необходим второй элемент системы, позволяющий студенту получать оценки за предмет вне своего учебного заведения.

Может быть, в будущем талантливые преподаватели будут, как и артисты собирать большие деньги за живые выступления. Почему нет? Система образования должна увидеть в этом выход из сложившейся ситуации, понять его объективность, полезность для Общества и искать свою позитивную роль в данном процессе.

Пока же предлагается под эгидой Минобразования выработать общую концепцию, аналогичную [1], где вместо использования свободного программного обеспечения будет выражена поддержка свободного образования для всего русскоязычного населения. Качественное решение этой по сути геополитической задачи способно вернуть России интеллектуальное лидерство в Мире.

Главная