Configuration Management

17.10.2014

Цели Configuration Management:
- Предоставить информацию об ИТ инфраструктуре: другим процессам, управляющим ИТ.
- Осуществлять мониторинг инфраструктуры с поддержкой информации о: всех ресурсах, необходимых для доставки сервисов; конфигурационных единицах (КЕ): статус, история, связи.

Информация о КЕ содержится в базе данных конфигурационных единиц (CMDB), являющейся фундаментом для успеха других процессов. Чтобы создать CMDB необходимы знания: какая информация необходима и как она будет использоваться.

Задачи Configuration Management:
1. Идентификация и наименование КЕ.
2. Управление информацией.
3. Мониторинг (верификация).
4. Сообщение статуса.
5. Контроль.

Все компоненты ИТ инфраструктуры и связи должны быть идентифицированы, категоризированы и поименованы. Разработка CMDB – нетривиальная задача и проходит несколько итераций. Постоянный контроль того, что КЕ не изменена, не удалена или не добавлена без авторизации и что все текущие и планируемые изменения КЕ записываются в CMDB. Задача контроля имеет сильную связь с процессом Change Management.

Статус КЕ: в разработке, тестируется, планируется к внедрению, работает или в архиве. Отражает прошлое, настоящее и будущее. Верификация позволяет обеспечить точность CMDB и помогает идентифицировать неавторизованные изменения. Управление информацией питает все процессы управления ИТ инфраструктурой.

Категории КЕ или CI (Configuration Item): HW, SW, Doc, Environment – среда (где работатет), Service, Data files.
КЕ необходимы для предоставления сервисов, уникально идентифицируются, объект для изменений, могут быть управляемыми.
КЕ имеют: категорию, связи, атрибуты, статус. Связи КЕ используются для оценки важности событий, инцидентов, проблем и изменений. Связи могут быть: является частью, использует, копия, используется и т.п. Статус КЕ: заказан, получен, в ремонте, на складе, работает, в разработке и т.п.

Все КЕ прямо или опосредованно связаны с сервисами, а также с процессами:
1. Запись инцидента.
2. Запись изменения.
3. Запись известной ошибки.
4. Формирование SLA.
5. Запись проблемы.

Суть Configuration Management:
- Информация об ИТ инфраструктуре больше, чем инвентаризация.
- Задачи: идентификация, статус, контроль, верификация, управление информацией. Роль в оценке важности изменений.
- КЕ: категории, атрибуты, связи, статус, уникальный регистрационный номер.
- Укрупнённо. Детализация.
- Поддержка других процессов.

Лучшие практики:
- Как можно раньше внедрить Configuration Management.
- Подчёркивать важность построения CMDB.
- Дисциплина, использовать Change process.
- Инструменты автоматической инвентаризации.
- Измеряемо – управляемо.

Выгоды бизнеса:
- Улучшает управление активами.
- Сокращает риски изменений.
- Поддержка пользователей более эффективна.
- Повышает безопасность от случайных изменений.
- Облегчает согласие с официальными обязательствами.
- Поддерживает процесс бюджетирования.
- Удобство для Service Level Management.

Ошибки в:
- определении глубины и широты охвата
- интерфейсе с другими системами, хранящими КЕ
- сборе данных
- ролях и ответственности
- установлении собственников КЕ
- сверхамбициозных планах
- управлении Configuration Management как базовым блоком

Постоянный адрес статьи в Интернет: http://www.ispl.ru/Configuration_Management.html

Ключевые слова: configuration, management, cmdb, ci, конфигурационная единица, ке
Управление ИТ-услугами
Главная
(C) Л.Точилов