Бизнес-инкубатор для бизнес-идей

Л. Точилов

Обычно бизнес-центр – это здание, в котором малые предприятия арендуют помещения и сопутствующие услуги: связь, охрана и т.п. За счёт централизованного обслуживания однотипных потребностей снижаются затраты.

Бизнес-инкубатор МГТУ имени Н.Э.Баумана – нечто иное. В МГТУ есть структура «Центр инноваций и молодёжных предприятий», созданная в июне 2005 года. Бизнес-инкубатор МГТУ – подразделение этой структуры, созданное в 2007 году.

Центр инноваций функционирует, как push-модель, а Бизнес-инкубатор, как pool-модель. Один создаёт поток деятельности по генерации инновационных проектов, другой фильтрует поток и создаёт фонд конкретных инновационных проектов.

Бизнес-инкубатор является подразделением МГТУ и, следовательно, не может заниматься коммерческой деятельностью, например, брать плату за аренду помещений, как это делают Бизнес-центры. Чтобы подчеркнуть, что ключевым в деятельности Бизнес-инкубатора МГТУ является проект, а не фирма используется уточняющее слово «проектный» - Проектный бизнес-инкубатор.

Суть такова: отбираются инновационные проекты и предложившие их команды. В каждой команде должен быть студент или аспирант МГТУ. Команды получают право на подготовку и консультации, необходимые для ведения бизнеса, в Проектном бизнес-инкубаторе МГТУ. Подготовка длится год. В качестве тренеров, как говорят, выступают практики, не по учебникам знакомые с бизнесом.

Если и начинать свой бизнес, то за стенами Проектного бизнес-инкубатора, всё по той же причине, что Проектный бизнес-инкубатор для проектов, а не для ведения бизнеса.

Консультации тренеров-практиков – это хорошо, но ещё лучше, чтобы это было в процессе непосредственной практической работы по созданию и развитию бизнеса. Польза тройная: практическая для начинающих бизнесменов и познавательная, как для обучающихся, так и для обучающих.

Многое в бизнесе меняется очень быстро и, чтобы тренерам-практикам держать руку на пульсе этих изменений нужны не столько слушатели, сколько делатели своего бизнеса, с их ошибками и опытом. Хотя это, конечно, хлопотнее для преподавателей, плюс высокая цена их ошибки: «где гарантия, что, последовав в целом правильному совету преподавателя, без учёта практической специфики бизнеса, ребята не потеряют деньги?».

Разнеся процесс обучения и применения во времени, вопрос ответственности уже так остро не ставится. Ясно, что всё легче объяснять в целом и общем. Можно даже предупредить, что для каждого правила на практике существуют свои исключения, привести пример…

Без личного опыта конкретных вопросов не задашь, полученный совет не проверишь на практике. Интересная получается вещь: период, когда ВУЗы сдавали площади разным фирмам, завершился. Теперь другая крайность – площади нельзя сдать даже своим победителям конкурса инновационных проектов для превращения этих проектов в реальный бизнес.

Это и понятно, и непонятно одновременно. Понятно, что наличие льготного ресурса, приведёт к борьбе за него, в которой ничего ни нового, ни инновационного нет. Непонятно то, что этот ценный ресурс, по сути, простаивает, если не считать проведение занятий со студентами – будущими бизнесменами. Когда? Наверное, после окончания основных занятий в МГТУ.

Так может ребятам лучше поехать домой, поесть, отдохнуть, а потом по Интернет посмотреть текст консультаций, послать свои вопросы, получить ответы? Аудиторию, в этом случае можно было бы расширить за счёт тех студентов, кто уже больше думает о бизнесе, чем о конкурсах (с такими тоже встретились).

Тем же, кто всё-таки пошёл на конкурс и победил, можно было бы вручить комплект для видеоконференций в Интернет и вперёд: получайте консультации и общайтесь в домашней обстановке! Такая вот бизнес-идея родилась в процессе посещения Бизнес-инкубатора.

Главная